Новые изменения в НК по досудебному порядку урегулирования налоговых споров
В связи со вступлением в силу поправок в первую часть Налогового кодекса (далее по тексту НК) со 2 сентября 2010 года, установленных Федеральным законом от 27.07.10 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (Положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» считаю необходимым обратить внимание на новации статей 100 и 101 первой части первой части НК.
Ранее на нашем сайте помещена статья о последовательности действий в досудебном порядке урегулирования налоговых споров. Вступившие в силу поправки в НК имеют непосредственное отношение к материалам этой статьи.
Итак, статья 100 НК дополнена п.3.1. В соответствии с этим дополнением к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок. Следует напомнить, что составление акта налоговой проверки регламентировано Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892. В этом документе утверждены формы документов, применяемых при проведении налоговых проверок, таких как решение о проведении выездной налоговой проверки, акты выездной (повторной выездной), камеральной налоговой проверки, требования к составлению акта налоговой проверки, а также основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов. К числу документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки можно отнести, в том числе формы, заполненные при проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке. В этом случае действия налоговых органов должны совпадать с требованиями совместного приказа Министерства финансов РФ № 20 и Министерства РФ по налогам и сборам № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999 «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке». Сюда же относятся и документы, составленные в соответствии с совместным приказом МВД РФ № 495 и Федеральной налоговой службой РФ № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дл и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».
Новая редакция статьи 101 НК в пунктах 1 и 2 дополнена требованиями, позволяющими налогоплательщику знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Это означает, что нормы законодательства приведены в соответствие с последними Определениями ВАС, в частности, № ВАС-17322/08 от 19.01.2009 и ВАС-16791/09 от 22.12.2009, где указывалось на то, что участие проверяемого лица в рассмотрении имеющихся у налоговых органов материалов должно быть обеспечено на всех стадиях контроля.
Пункт 9 статьи 101 НК дополнен новым предложением, в соответствии с которым, если решение о привлечении (непривлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней (рабочих - п.6 статья 6.1 НК) с даты направления заказного письма.
В заключении стоит напомнить всем известный документ – приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (в ред. Приказа ФНС РФ от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@), знание содержания которого позволит в некоторой степени минимизировать предстоящие налоговые риски.
Егорова Светлана Викторовна
аудитор, член Палаты налоговых консультантов РФ