Общество с ограниченной ответственностью «Аудиторская компания«АСПЕКТ» приветствует Вас на сайте! Коротко о нас:

  ООО  «Аудиторская компания «АСПЕКТ» (участник СРО - НП "Аудиторская Ассоциация Содружество", приказ Минфина России № 721 от 30.12.2009г.) предлагает аудиторские и консалтинговые услуги предприятиям и организациям, специализирующимся по всевозможным видам экономической деятельности далее









Наша компания предлагает широкий спектр аудиторских, бухгалтерских, консалтинговых и иных сопутствующих аудиту услуг по разумным ценам в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге и других регионах России.

Полезная информация по возмещению пособий в ФСС и калькулятор расчета страхового стажа

 

     
     
     
     

    Последовательность действий в досудебном порядке урегулирования налоговых споров



                                                   Последовательность действий и учет сроков

                                  в процессе досудебного порядка урегулирования налоговых споров

                                     по решениям о привлечении к ответственности за совершение

                                 налогового правонарушения вынесенного по результатам проведения

                                                                 выездной налоговой проверки

    Обязанность налогоплательщика по выполнению процедуры обязательного досудебного порядка урегулирования налоговых споров по решениям о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решениям об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которые выносятся по результатам проведения выездных налоговых проверок введена в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ и Налоговым кодексом РФ пунктом 5 статьи 101.2.

    В соответствии пунктом 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом. Оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления иска без рассмотрения (ст.149 АПК РФ).

    Дела о нарушениях, выявленных в ходе выездной или камеральной налоговой проверки, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 101.2 и 139-141 Налогового кодекса РФ.

    Соответствующая этим статьям последовательность действий и учет сроков представлены в следующей таблице.

    Номер

    шага

    Ссылка

    на статью

    НК

    Кто

    выполняет

    Последовательность

    совершения шагов

    Предельные сроки завершения

    шага

    00

    п.8 ст.89

    Налоговый орган

    Завершение срока выездной налоговой проверки днем составления Справки о проведенной проверке

    День составления Справки о проведенной проверке

    01

    п.1 ст.100

    п.5 ст.6.1

    Налоговый орган

    Составление Акта налоговой проверки

    В течение двух месяцев со дня составления Справки шага 00

    02.1

    п.5 ст.100

    п.6 ст.6.1

    Налоговый орган

    Вручение Акта налоговой проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка или его представителю под расписку

    В течение 5 рабочих дней с даты этого Акта

    02.2

    п.5 ст.100

    п.6 ст.6.1

    Налоговый орган

    Направление Акта налоговой проверки по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения)

    Шестой рабочий день, считая с даты отправки заказного письма

    03

    п.6 ст.100

    п.6 ст.6.1

    Проверяемое лицо

    Представление Письменных возражений по Акту налоговой проверки в соответствующий налоговый орган, составивший этот Акт

    В течение 15 рабочих дней со дня получения Акта налоговой проверки

    04.1

    п.1 ст.101

    п.6 ст.100

    п.6 ст.6.1

    п.5 ст.6.1

    п.2 ст.101

    Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа

    Рассмотрение Акта налоговой проверки и Письменных возражений; принятие Решения по ним с участием проверяемого лица, извещенного о времени и месте рассмотрения

    В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, указанного по шагам 02.1 и 02.2.

    Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц

    04.2*

    п.6 ст.101

    п.5 ст.6.1

    Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа

    Вынесение Решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в случае необходимости получения дополнительных доказательств

    В срок не превышающий один месяц

    05

    п.7 ст.101

    п.6 ст.101

    Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа

    Вынесение Решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки:

    - Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, или

    - Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

    По истечении срока в шаге 04.1 и 04.2

    06

    п.9 ст.101

    п.6 ст.6.1

    Налоговый орган

    Вручение Решения, поименованного в шаге 05, проверяемому лицу (его представителю)

    В течение 5 рабочих дней после его вынесения

    07.1

    п.9 ст.101

    п.6 ст.6.1

    Вступление в силу Решения, поименованного в шаге 05

    По истечении 10 рабочих дней со дня вручения проверяемому лицу (его представителю)

    07.2.

    п.1 ст.101.2

    п.9 ст.101

    п.6 ст.6.1

    п.3 ст.139

    Проверяемое лицо

    Обжалование Решений, поименованных в шаге 05, не вступивших в силу, в вышестоящий налоговый орган путем подачи Апелляционной жалобы в налоговый орган,

    вынесший Решение

    До истечения 10 рабочих дней со дня вручения Решения проверяемому лицу (его представителю)

    07.3

    п.3 ст.139

    п.6 ст.6.1

    Налоговый орган, вынесший Решение

    Направление Апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган

    В течение 3 рабочих дней со дня поступления указанной жалобы

    07.4

    п.3 ст.140

    п.5 ст.6.1

    п.6 ст.6.1

    Вышестоящий налоговый орган

    Рассмотрение Апелляционной жалобы и принятие Решения по ней

    В течение 1 месяца со дня получения Апелляционной жалобы.

    Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней

    07.5

    п.3 ст.140

    п.6 ст.6.1

    Вышестоящий налоговый орган

    Сообщение в письменной форме о принятом Решении по Апелляционной жалобе проверяемому лицу

    В течение 3 рабочих дней со дня принятия Решения по Апелляционной жалобе

    07.6

    п.2 ст.101.2

    Вступление в силу не отмененного Решения нижестоящего налогового органа

    С даты утверждения Решения нижестоящего налогового органа вышестоящим

    07.7

    п.2 ст.101.2

    Вступление в силу измененного Решения нижестоящего налогового органа

    С даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом

    08.1

    п.3 ст.101.2

    п.2 ст.139

    п.3 ст.139

    п.3 ст.6.1

    Проверяемое лицо

    Обжалование вступивших в силу Решений, поименованных в шаге 05, которые не были обжалованы в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган путем подачи Жалобы в письменной форме в вышестоящий налоговый орган.

    В течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

    08.2

    п.3 ст.140

    п.5 ст.6.1

    п.6 ст.6.1

    Вышестоящий налоговый орган

    Рассмотрение Жалобы и принятие Решения по ней

    В течение 1 месяца со дня получения Жалобы.

    Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней

    08.3

    п.2 ст.140

    Вышестоящий налоговый орган

    Варианты Решений по рассмотренным жалобам:

    1.Оставить жалобу без удовлетворения

    2.Отменить акт налогового органа

    3.Отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении

    4.Изменить решение или вынести новое решение

    По срокам шага 08.2

    09

    п.3 ст.140

    п.6 ст.6.1

    Вышестоящий налоговый орган

    Сообщение в письменной форме о принятом Решении по Жалобе проверяемому лицу

    В течение 3 рабочих дней со дня принятия Решения по Жалобе

    Примечание к шагу 04.2* Президиум ВАС РФ Постановлением от 16.06.2009 № 391/09 подтвердил, что решение налогового органа по итогам проверки является незаконным, если он не известил налогоплательщика о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6 ст.101 НК РФ) и рассмотрении материалов, полученных при их проведении (п.2, п.14 ст.101 НК РФ).

    Таким образом, из анализа норм Налогового Кодекса РФ следует, что возможны следующие комбинации совершения шагов в процедуре обязательного досудебного порядка урегулирования налоговых споров по решениям о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, которые выносятся по результатам проведения выездных налоговых проверок:

    · Письменные возражения по Акту налоговой проверки – Апелляционная жалоба – Арбитражный суд

    · Письменные возражения по Акту налоговой проверки – Жалоба – Арбитражный суд

    · Апелляционная жалоба – Арбитражный суд

    · Жалоба – Арбитражный суд

    · Жалоба

    В ходе осуществления процедуры обязательного досудебного порядка урегулирования налоговых споров по решениям о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которые выносятся по результатам проведения выездных налоговых проверок, следует помнить о сроке обращения в Арбитражный суд с Заявлениями о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов (Инспекций Федеральной налоговой службы). Этот срок установлен в п.4 статьи 198 АПК РФ – три месяца со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. В этом же пункте говорится и о возможности восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи Заявления.

    В Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 № 8815/07 указано, что срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом (см. шаги 07.4 и 08.2).

    Исходя из арифметического подсчета предельных сроков последовательного осуществления шагов в процедуре обязательного досудебного порядка урегулирования налоговых споров по решениям о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, которые выносятся по результатам проведения выездных налоговых проверок, можно прийти к выводу о необходимости соблюдения максимальной оперативности в сочетании с наибольшей экономической эффективностью при выборе подходящей комбинации совершения шагов. Однако, не следует забывать о том, что подача Жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия (п.1 ст.141 НК РФ), то есть влечет за собой соответствующие финансовые изъятия у проверяемого лица. Тогда как, подача Апелляционной жалобы допустима до момента вступления в силу обжалуемого решения и, следовательно, может быть использована как инструмент временного приостановления финансовых изъятий по Решению налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившему в законную силу.

    Егорова Светлана Викторовна - аудитор, член Палаты налоговых консультантов РФ




     
    195279, г.Санкт Петербург, Ириновский проспект д. 9
    тел. (812)224-02-05; 986-62-19; 8 (911) 943-63-55